Дольмены раскрывают свои тайны

 

Продолжаем знакомство с открытиями, сделанными жителями  Геленджика – краеведом-археологом Д. Дмитриевым и геофизиком С. Фиалковской. В статье «Все мы родом из вечности…» говорилось о том, что дольмены – это древние святилища, связанные с культом Плодородия и почитанием Великой Богини (Матери-Земли). Если это культовые сооружения, то хотелось бы понять: какие ритуалы могли проводиться на этих святилищах? Разобраться в этом нам помогут древние рисунки на камнях (петроглифы), обнаруженные в Туапсинском районе.

 

Тайные петроглифы Джубги

В  60 км от Геленджика, в поселке Джубга находится уникальный дольмен  с круглым замкнутым двориком. Высота стен этого дворика когда-то была выше человеческого роста и то, что происходило на этом дворике, было тайным.

 1w

 

В 2006 году археологическая экспедиция из Санкт–Петербурга раскопала дольмен до основания и на блоках нижнего яруса стены двора обнаружила серию петроглифов. В древности они были сокрыты под слоем насыпи. Руководитель раскопок В. Трифонов утверждает, что петроглифы были нанесены на блоки в процессе сооружения дольмена и не предназначались для обзора после завершения строительства. «Это может означать, что сакральным был сам процесс нанесения петроглифов и их неявное, но «вечное» присутствие на стенах дольмена».

На внутренней части округлого двора, на самом большом блоке первого яруса, стоящем напротив портала дольмена, изображен сюжет. Он представляет собой композицию из последовательно расположенных в ряд шести фигур. В центре композиции находится человек, направо и налево от него изображены животные – головами от человека. Трифонов считает, что изображение является «иллюстрацией к древнему мифологическому сюжету, героями которого были человек, олень, собака и другие животные».

Мы считаем, что сюжет отражает реальные события. Поскольку петроглифы дворика изначально не предназначались для обзора, а высокие стены дворика скрывали тайнодействия, совершаемые перед камерой дольмена, то вполне естественно предположить, что петроглифы могут отражать те самые тайнодействия. Рассмотрим картину в деталях.

 2w

 

Человек в правой руке держит округлый предмет с точкой в центре. Круг с точкой – это древний астральный символ Солнца.  Скорее всего, у человека в руке бубен, одновременно символизирующий Солнце и глаз. Левая рука у человека согнута в локте и находится на поясе. Изображение ног фиксирует движение и создается впечатление, что человек пританцовывает. Мы предполагаем, что это картина ритуального действия шамана, в шаманизме оно называется «камлание». Шаманизм – это древнейшая система человеческих знаний о себе и о мире, основанная на переживании экстатического опыта.

По обе стороны от шамана находятся крылатые животные. Это его  помощники – духи. Они помогают шаману в путешествиях в другие миры.

Миры условно подразделяют на три большие области: Верхний Мир, Средний Мир и Нижний Мир. Верхний Мир – это мир духов и великих шаманов. Символически он рассматривается как Небо и светила; Средний Мир – это мир людей, животных и растений. В качестве этого символа выступает планета Земля; Нижний Мир – мир теней, обычных предков, тотемов и других потусторонних существ. Символически его изображают в виде океанского дна или подземелья. 

Справа от фигуры шамана находится крылатая собака. Собака всегда первой находит дорогу домой. Она сопровождала шамана в мир предков. Правее собаки изображены две прямые, параллельные друг другу, линии. Вероятно, так древние изобразили реку Мертвых, разделяющую Миры (она же – Смородина, Стикс).

Слева от фигуры шамана находится крылатый олень. В шаманизме оленя отождествляют с солнцем, а рога оленя – с вершиной Мирового древа. Шаман путешествует на олене в Верхний мир.

Слева от крылатого оленя находится крылатый конь. Это тоже солнечный символ. Именно это животное везет колесницу Бога солнца в иранской, вавилонской, индийской, скандинавской и античной мифологиях. 

Слева от крылатого коня находится рогатый козел. У многих древних народов  он являлся жертвенным животным. На норовистом козле ездил ведический бог Агни.

Теперь попробуем представить себе сам ритуал. Шаман при помощи особых дыхательных практик, гортанного пения, под ритмичные удары в бубен входил в состояние измененного сознания (транс). Во время транса душа шамана покидала тело и отправлялась путешествовать в другие миры. А входом (порталом) в эти миры служила камера дольмена.

Шаман, встав на колени и вытянув вперед руки, протискивался через узкое входное отверстие внутрь камеры, имитируя при этом рождение в другом мире. За ним отверстие закрывали каменной пробкой. Человек оказывался в условиях искуственной сенсорной изоляции от всех внешних воздействий. Это помогало шаману сконцентрироваться на внутренних ощущениях и покинуть тело.

Это состояние можно сравнить с состоянием клинической смерти. В этом состоянии меняется мерность пространства и можно легко проникнуть в микромир и посмотреть, например, строение клетки и развитие зародыша, а можно отправиться в Верхний мир и увидеть строение звезд. Шаман решал большой спектр задач, таких как: общение с высшими духами и учителями, исцеление больного, влияние на погоду и т. д. 

С наружной стороны двора, на соседнем блоке находятся еще два рисунка. На первом рисунке изображен глаз с истекающей слезой, он «смотрит» на юго-восток.  По всей видимости, это правый глаз. Когда голова человека запрокинута назад и смотрит в Небо, то слеза будет истекать именно там, где она нарисована. Возможно, изображением плачущего глаза жрецы выразили свое трепетное отношение к восходящему Солнцу, как к божеству. 

 3w

 

На втором рисунке изображены две антропоморфные фигуры. В. Трифонов назвал их «близнецами». «Композицию можно описать как зеркально-симметричную, т. е. фигуры повторяют положение друг друга относительно вертикальной оси симметрии между ними». Трифонов считает, что «это может быть изображением ритуального поединка, танца или приветствия».

 4w

 

Мы считаем, что здесь изображен ритуальный танец Плодородия. Перед нами фигуры двух танцующих жрецов. У обеих фигур одна рука протянута навстречу другому персонажу, а другая – расположена на поясе, при этом фигуры что-то сыплют вниз. По расположению рук и ног видно, что фигуры движутся в танце по кругу (круглому дворику дольмена), по направлению движения Солнца и Луны.

Танцующие жрецы отождествляют себя с Творцами, сеющими семена Жизни. Этим ритуальным танцем жрецы просят Мать-Землю и Творца-Небо о том, чтобы был изобильный урожай, рождались животные, появлялись на свет крепкие здоровые дети и предки возвращались на Землю, в свой род. Ведь не только словами можно обратиться к Творцу, но и через образ, созданный в танце.

В наших краях зерна бросают в почву весной, когда природа пробуждается ото сна. Возможно, что и ритуал сеятелей мог исполняться  в дни весеннего равноденствия.

О древних ритуалах могут рассказать не только петроглифы.

 

Чаши Цыганкова Аула

В урочище Цыганков Аул среди большого количества дольменных построек имеются ритуальные чаши. Их две и располагаются они по краям дворика одного из дольменов. Чаши высечены в больших глыбах песчаника, имеют овальную форму и по своим размерам напоминают современную ванну.  Глубина каждой – по 40 см. Размер западной чаши: 124х95 см., а восточной – 141х87 см. В такую чашу свободно может поместиться взрослый человек. Из чего можно сделать предположение, что чаши имели явно ритуальное назначение и могли использоваться в качестве купели для ритуала омовения.

 5w

 

Омовение – это древний обряд, символизирующий очищение – более внутреннее, нежели внешнее. Он мог применяться и в качестве посвящения в жрецы.

 Восточная чаша по длине ориентирована на восход Солнца и выполнена в пропорции Золотого сечения. Вода, содержащаяся в такой чаше, структурировалась за счет формы. Возможно, что в чаше хранилась «живая» вода. 

Западная чаша, расположенная ниже по склону, ориентирована на закат Солнца. В ней, соответственно, могла находиться «мертвая» вода. Вспомним сказки о Русских богатырях. Чтобы получить силу или оживить человека, его омывали сначала «мертвой», а затем «живою» водой.  

Мы думаем, что ритуалы на дольменах проводились в особые календарные дни года с целью управления определенными природными процессами. Для усиления намерения жрецов наиболее важные ритуалы могли проводиться одновременно на всех дольменах. Вот по какой причине дольменов так много. Ритуалы объединяли небольшие группы людей и помогали существовать культуре в целом.

Гармоничное сочетание шаманских и жреческих практик с высоким уровнем знаний законов природы дает основание предполагать, что функции шамана и жреца могли исполняться одновременно одним человеком, например – волхвом (магом, кудесником).

 

Дмитрий Дмитриев

Станислава Фиалковская

 

 

http://geldolmen.ru/index.php/dolmeny-raskryvayut-svoi-tajny.html