Маннукан

Эвены древний народ, некогда заселивший огромную территорию от реки Оби до  берегов Охотского моря. Их предки ещё с каменного века были коренными обитателями Тайги. С незапамятных времён эти люди были охотниками. Постоянная борьба за жизнь, лишения, нечеловеческие трудности сделали эвенов достойными хозяевами этих земель.

Отдельные кланы – улусы и до сих пор практикуют древние верования своих предков и уклад жизни. Таким ревностным хранителем древних традиций был мой дед Улукиткан. Среди  своих родных, друзей и знакомых его часто именовали прозвищем Амакан (Медведь).

Дед был очень высоким человеком, выше самого рослого из мужчин нашего рода. И чрезвычайно крепок физически. Мудр и рассудителен. Он никогда не принимал поспешных решений, все его действия были выверены и обдуманны.

Амакан придерживался древних правил, завещанных нам нашими далёкими предками. Они назывались: Шак – Олу, что означало Законы.

Земельный надел на котором жил дед назывался – Ленка. Это равнялось примерно 20 соткам. На своей Ленке дед поставил два чума – один жилой, который использовался им как постоянное жилище, другой – служил кладовой для разного снастей и ненужного скарба.

Наш род – улус состоял из девяти семей. Во главе рода стоял Совет Старейшин. Старейшинами избирались прославленные охотники – следопыты, мудрые уважаемые люди. Всего в составе Совета было 12 старейшин. Единого верховного лидера или вождя у нас не было.

Извините, я, кажется, забыл представиться. Меня зовут Маннукан (Зайчик), я решил рассказать вам о нашем Роде, о великих людях, живущих под огромным зелёным шатром, именуемым одним вместительным словом – Тайга.

И так, мы эвены, из рода Дукту (Род Рыси), мы живём в местности, которую зовут Долина Четырёх Дымов.

Я хочу пояснить, почему меня зовут Зайчиком (многие могут сказать, что это имя не для зрелого мужчины). Верования моего народа говорят о том, что у каждого человека должен быть дух – покровитель (защитник). Как обрести такого? Сейчас я вам расскажу об этом…

У эвенов принято в преддверии родов у женщины ставить для неё отдельный малый чум. Женщина в нём, без постороннеё помощи, сама рожает ребёнка. После того, как ребёнок появился на свет, ему не дают никакого имени, а просто именуют «Сын или дочка, мальчик или девочка». Когда малыш подрастает до 3-х лет, его старики  (бабушка или дед) отводят подальше от родного улуса в Тайгу. Где оставляют одного – ребёнок должен пройти испытание и обрести духа – покровителя. Хотя взрослые и удаляются, но ребёнок неусыпно под их надзором. За ним следят из-за тайного укрытия, дабы не случилось беды и чтобы проследить и понять, кто же из духов решил стать малышу защитником.

Так было и со мною. В день, когда я встретил свою третью весну, ко мне подошёл мой дед Улукиткан и отвёл меня в Тайгу.

Он постелил на невысокий пригорок старую шкуру волка и посадил меня на неё. Произнёс напутственное пожелание и удалился. А я остался сидеть и ждать своего духа – покровителя. Ждать пришлось долго – полдня я просидел в ожидании точно. Но, вот я услыхал лёгкий шорох и повернул свою голову в том направлении. На меня внимательно смотрел, с долей какого-то сокровенного любопытства, зайчик. Он, не замечая с моей стороны ни какой опасности для него самого, несколько подался вперёд и принялся обнюхивать воздух. Я сидел тихо-тихо, боясь пошевелиться, сам рассматривал во все глаза моего неожиданного гостя. Зайка тем временем подобрался поближе ко мне – я был в этот день чисто вымыт, расчёсан и одет в новую одежду.

Зайчику я явно приглянулся. Он доверительно перебрался ко мне на волчью шкуру и с удобством устроился на ней возле меня. Тайга давала мне духа- защитника в образе Зайчика. Родители дали мне имя Маннукан – Зайчик, что красноречиво символизирует мой родовой тотем. Заяц мудрый персонаж легенд моего народа, он сидит и степенно курит трубку.

Вот как рассказывали старики эвены про Зайчика – Манукана….

«Давно это было, реки были ручьями, сопки малыми пригорками, Тайга шумела от ветра более мощно и в ней обитали разные диковинные звери и птицы.

Случилось, что как-то раз трое охотников – Лось, Соболь и Ворон, пошли вместе на охоту. Долго бродили они по лесу безрезультатно, но вдруг на них самих напал огромный медведь, обитающий у подножия гор. Лось не растерялся и ловко бросил своё копьё в гигантского зверя. Наконечник копья глубоко вонзился в грудь медведя, пробив ему сердце. Свалился медведь – исполин и сдох. Решили удачливые охотники тащить волоком медведя к себе в стойбище, чтобы всем показать, какие они непревзойдённые охотники. Как решили, так и потащили. Волокут, значит, они тушу медведя, взявши его за передние лапы, брюхом по траве, а клыки медвежьи в землю вонзившись при падении медведя, как плуг камни и дёрн ворочают – идти к стойбищу охотникам мешают. Увидала это мудрая Сова прорицательница и говорит Лосю, соболю и Ворону: «Что ж вы так мучаетесь?! Поднимите медведю голову и волоките его головой вперёд – у вас никаких трудностей и не будет». Поблагодарили охотники Сову, взяли медведя за голову, вынув его клыки из земли, и сноровисто и весело зашагали, волоча тушу медведя за собою. Шли они, шли так и пришли обратно на то место, где Лось изначально убил медведя своим копьём. Стоят охотники, ругают Сову. Потом снова взялись за задние лапы медведя и вновь поволокли его тушу в своё стойбище, уж больно им хотелось похвастать своей добычей. Идут, волочат медведя за задние лапы, а клыки медвежьи в землю вонзившись, как плуг дёрн и камни ворочают – идти к стойбищу охотникам мешают. Сколько они так шли, никто не знает, только на пути встретился им Зайчик – Маннукан, который помог охотникам развернуть тушу убитого медведя головою к становищу. Взялись тогда Лось, Соболь и Ворон за медвежью голову и в раз единый до родного своего стойбища дошли. А то ведь не известно сколь долог бы их путь, не встреть они на своём пути мудрого и рассудительного Зайчики – Манукана».

Владимир Ларионов. 10.04.15