ᅠᅠСимволика - Венок
ᅠᅠВенок — обрядовый предмет, изготовляемый из трав, цветов, вечнозеленых растений, хвои, веток, соломы и т.п. Будучи элементом убранства участников обрядов или домашних животных, жилых и хозяйственных построек, венок служит чаще всего оберегом от нечистой силы, сглаза. Ритуальное использование его связано с осмыслением венка как круга, что сближает венок с другими имеющими отверстие предметами (кольцо, обруч, калач); ср. такие обрядовые действия, как процеживание молока сквозь венок; протаскивание через него больного; подсматривание сквозь венок; умывание из венка, брошенного на воду.
ᅠᅠВ обрядах и играх весенне-летнего цикла венки служили обязательным головным украшением девушек. Так, в восточнославянском обряде “проводов русалки” для ряженой “русалки” плели специальный венок с добавлением крапивы или делали много венков, надевая их ряженой на голову, шею, руки, всю увешивая венками. Последующее уничтожение этих венков (выбрасывание их на кладбище, в воду, в костер) символизировало акт изгнания “русалки”.
ᅠᅠШирокое применение венков в троицком цикле обрядов известно восточным славянам. Обычай “завивания венков” на березе совершался у русских в четверг перед Троицей, девушки шли в лес к молодой березке, закручивали ветки кольцами и связывали их, через такие “венки” целовались и менялись крестиками, т.е. кумились. На Троицу ходили развивать эти венки, при этом гадали о будущем: увядший или самостоятельно развившийся венок сулил смерть или безбрачие. Одновременно с этим плели и травяные венки, которые носили на голове, гуляли в них весь Троицын или Духов день, а вечером шли к реке и бросали венки в воду.
ᅠᅠВ Украине и Белоруссии венок плели во время сбора троицкой зелени, предназначенной для украшения домов. Во многих местах при витье венков вплетали полынь как средство против русалок.
ᅠᅠВенок — обрядовый предмет, изготовляемый из трав, цветов, вечнозеленых растений, хвои, веток, соломы и т.п. Будучи элементом убранства участников обрядов или домашних животных, жилых и хозяйственных построек, венок служит чаще всего оберегом от нечистой силы, сглаза. Ритуальное использование его связано с осмыслением венка как круга, что сближает венок с другими имеющими отверстие предметами (кольцо, обруч, калач); ср. такие обрядовые действия, как процеживание молока сквозь венок; протаскивание через него больного; подсматривание сквозь венок; умывание из венка, брошенного на воду.
ᅠᅠВ обрядах и играх весенне-летнего цикла венки служили обязательным головным украшением девушек. Так, в восточнославянском обряде “проводов русалки” для ряженой “русалки” плели специальный венок с добавлением крапивы или делали много венков, надевая их ряженой на голову, шею, руки, всю увешивая венками. Последующее уничтожение этих венков (выбрасывание их на кладбище, в воду, в костер) символизировало акт изгнания “русалки”.
ᅠᅠШирокое применение венков в троицком цикле обрядов известно восточным славянам. Обычай “завивания венков” на березе совершался у русских в четверг перед Троицей, девушки шли в лес к молодой березке, закручивали ветки кольцами и связывали их, через такие “венки” целовались и менялись крестиками, т.е. кумились. На Троицу ходили развивать эти венки, при этом гадали о будущем: увядший или самостоятельно развившийся венок сулил смерть или безбрачие. Одновременно с этим плели и травяные венки, которые носили на голове, гуляли в них весь Троицын или Духов день, а вечером шли к реке и бросали венки в воду.
ᅠᅠВ Украине и Белоруссии венок плели во время сбора троицкой зелени, предназначенной для украшения домов. Во многих местах при витье венков вплетали полынь как средство против русалок.
У западных славян и в западных областях Украины и Белоруссии готовили венки к празднику Зеленых Святок. В этот день в Польше хозяйки перед выпасом коров надевали им на рога венок из полевых трав и дубовых веток. В Карпатах такими венками защищали поля и огороды от беды.
ᅠᅠВ восточнославянском купальском обряде венки были обязательным атрибутом участников игрищ и обычно уничтожались на заключительном этапе обряда: их бросали в костер, в воду, на дерево, иногда — относили на кладбище. Часть венков сохраняли, используя затем для лечения больных, для охраны от града, относили в огород, чтобы не было червей. Устойчивым элементом купальских обрядов было гадание по венку в момент сплавления их по реке или при забрасывании на дерево, на крышу дома и т.п.
ᅠᅠИзготовление венков было характерно и для обрядности католического праздника Божьего Тела, отмечаемого в девятый четверг после Пасхи. В Польше каждая из участниц церковных праздничных шествий заранее плела нечетное количество небольших веночков (5, 7, 9) и несла их с собой. По завершении обходов Венки оставляли в костеле, где они висели до следующего четверга. В десятый послепасхальный четверг после церковного освящения их забирали домой и использовали в течение года для магических и лечебных целей:
ᅠᅠ• вешали над дверями и окнами или оставляли на чердаке против молнии, грозы, пожара: развешивали в амбаре или клали под первый сноп нового урожая против грызунов;
ᅠᅠ• подкладывали в гнезда наседкам, в колыбель новорожденному, под подушку роженице для защиты от злых сил;
ᅠᅠ• размещали по венку во все углы гроба или под подушку умершему, “чтобы зло не подступило”;
ᅠᅠ• носили под рубашкой “от ведьм”.
ᅠᅠ• окуривали подожженной зеленью такого венка больных. Вообще верили, что венки, освященные в праздник Божьего Тела, защищают от всяческого зла.
ᅠᅠУ южных славян и в Карпатах плетение венков и ритуалы с ними составляли основу обрядности Юрьева дня. Венками украшали овец, подойников, овчарни. Над входом в овечий загон сербы укрепляли дугообразный венок, под которым прогоняли все стадо. После употребления в Юрьевских скотоводческих ритуалах венок расплетали и бросали в воду. В Хорватии пастухи плели Юрьевские венки и прикрепляли их к рогам коров, а после праздника венки забрасывали на крыши домов, чтобы ведьмы не навредили скоту.
ᅠᅠОсобое значение придавалось жатвенному венку, который плели из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице, а затем несли в руках и хранили в амбаре до следующей жатвы или до засева. Считалось, что жатвенный венок сохраняет силу зерна и передает ее будущему урожаю.
• Авторы материала: Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая
• Фотосет: Дмитрий Фролов