Русалии.

Неделя до Троицына дня называлась в России XII в. Русальною. Русалки могут являться на свет только в день св. Духа и Троицын. Девки и женщины запасаются зорей или любистком, чтобы их не защекотали русалки. «Русальчын, Мавский велыкденъ» бывает в четверг на Зеленой неделе. В этот день не работают, чтобы не обидеть русалок, и всю неделю не купаются в одиночку. На Русальной неделе в Белоруссии девки, качаясь на ветвях, зазывают русалок. Дарят им полотно на рубаху, гребешки, ленты, поскольку как видно из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться.

Русалки, по Соловьеву, Афанасьеву и Кавелину,— души умерших молодых женщин, девиц и детей. Русалки — утонувшие девицы или девицы, умершие на Зеленых праздниках. Русалки, девушки и женщины-утопленницы делаются женами водяных. По белорусским поверьям, русалки — также утопленницы-женщины; они щекочут людей, могут затянуть в воду и утопить приглянувшихся парней, а поймавшись, служат человеку до года и выполняют разные работы.

В украинском языке сохранилось название мавка, в белорусском — водяница, купалка, как синоним русалки. По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей. В поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки заменяется образом Морской девы (дочери Морского царя) и приобретает в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы.

Важная черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).
Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и символов, связанных с культом плодородия (Кострома, Ярило), уничтожение которых гарантировало урожай. В России и на Украине существовали русальные песни, которые пели на Троицыну неделю.