Таёжные Были.
Шёл 1906 год. Старик эвенк Куйки (что значит - Глухой) с тремя своими сыновьями уже целый месяц был в Тайге на промысле. В капкан попались несколько соболей и две лисицы. Путь охотников лежал мимо старого охотничьего домика в родное становище. Добравшись до избушки, отец с сыновьями решил остановиться в ней, переночевать. Так и поступили.
На утро следующего дня к их утреннему костру вышел инженер-геолог Новиков Алексей, именно этим именем он назывался эвенам. ….Сколько времени прошло, а людская память хранит это имя…Тайга помнит поступки людские, они на века вшиты бисером в память наших прожитых дней.
Встретились люди у лачуги, поприветствовали друг друга. Куйки предложил инженеру горячего чая испить, взбодриться, передал ему свою чашку с ароматным чаем. Алексей Новиков лукаво посмотрел на эвенов и достал из своей заплечной сумы некий цилиндрический предмет, напоминающий большую бутыль:
- Смотрите, что у меня есть! Это волшебная бутыль. Стоит мне прошептать над ней волшебные заклинания, и она тут же наполняется горячим, ароматным чаем, какой бы лютый мороз не был.
Куйки с интересом посмотрел на бутыль, его сыновья недоверчиво переглянулись.
Инженер демонстративно встал, воткнул бутыль до самой крышки в белоснежный сугроб и зашептал непонятные слова: «Ты вскипи водица, я хочу напиться. Я хочу напиться. Чаем разгорится! Опа, опа два – закипай вода!»
Зима в этот год была особенно лютой, мороз крепчал, обжигал лицо, покрывая инеем ресницы и брови.
Куйки и его сыны смотрели на русского инженера. А он, достав из сугроба «бутыль», откупорил её крышку и из горлышка наружу повалил густой пар от свежего, только что заваренного чая.
Эвены поднялись со своих мест – все были поражены увиденным. Старший сын Куйки закричал:
- Отец! Давай купим у лючи его волшебную бутыль!
Инженер сидел с довольным видом и пил из своей пиалы горячий чай.
Куйки подошёл к Новикову и стал объяснять бедственное положение всех членов семьи в его стойбище.
Летом в тот год купец Носков обложил их пошлиной за товар, взятый в долг в лабазе. Куйки вынужден теперь промышлять трапперством, добывая соболей для грозного купца. Имей Куйки у себя в стойбище такую волшебную бутыль, то все бы его горести как рукой снялись бы.
- Лючи, продай бутыль мне. Я двух лисиц и двух соболей за неё тебе дам, – уговаривал Новикова Куйки.
- Да ты что! – замахал руками инженер.
Из его объяснений следовало, что «бутыль» досталась ему от его деда, а тому от его деда и вообще он не собирается продавать святыню своего рода.
Эвены эмоционально что-то обсуждали некоторое время, а потом к Новикову вновь подошёл старик Куйки. Он положил перед инженером всех добытых ими соболей и двух лисиц, а поверх шкурок свой карабин и карабин своего старшего сына.
Вот какова цена старого термоса, до сих пор хранящегося в юрте у моего деда. Нет предела подлости у лживых и алчных людей.
Владимир Ларионов. 09.04.15