ОЧЕЛЬЕ - МОЩНЫЙ ОБЕРЕГ .
Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная , лубяная , тканая , металлический обод) для поддержания волос . Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш» , «оцёлыш» , «очёл») .
Очелья носят как женщины , так и мужчины во всех сословиях . У витязей , князей и ведунов на очелье могут располагаться камни , способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей .
Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики) . Кстати , кика означает «утка» , а пресловутый кокошник — это «петушник» (кокошь — петух) . Девушки не носили головных уборов , их заменяла лента - очелье , сделанная из тонкого металла , к которой тоже могли прикрепляться подвески . Подвески , которые прикрепляли к головному убору , называли ряснами — это вертикальные полосы , идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса) . Часто металлические рясны изображали птиц , а в бисерные рясны вплетали «пушки» , сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха . Рясны собирались из 10 — 12 бляшек , на которые наносился узор так , что он мог читаться только в вертикальном положении , то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя : символы теряли опору . На одних лентах - ряснах изображали крохотные росточки , на других — опыление растений или крест . Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке , отчего создается впечатление , что с головы стекают дождевые струи .Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором ..
Древние славяне были очень искусны и в изготовлении различных украшений , которые тоже имели сакральные знаки и служили отнюдь не «предметом роскоши» , а в первую очередь были оберегами . Причем интересно здесь то , что мужчины носили оберегов не так много , как женщины , которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита .
Височные кольца или Усерязь - очень известные у древних славян предметы украшения , которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами . Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено не меньше чем лунниц . Височные кольца - это женские украшения , которые вплетались в волосы у висков . Часто их было по несколько штук , число доходило до шести и больше . Находят бронзовые , серебряные , золотые изделия . Часто на колечки нанизывали бусины - янтарные , стеклянные , каменные , а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка . Находят их практически по всему миру , начиная со слоёв времён бронзового века . Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои . Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII - XII вв ., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений . Встречаются как в деревенских курганах , так и в крупных городах .
Украшения в ту пору имели сразу два предназначения . Первое - это красота , и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок , колечек , серёжек и т.д ., чем у мужчин . К женщине в стародавние времена относились практически с благоговением и совсем иначе , чем в последующий христианский период , где женщину называли нечистым и грязным существом . В древности женщина - это не только роженица , которая должна выносить и вырастить потомков , но и жрица на капищах , ведающая мать , хранительница магии , прообраз Матери Сырой - Земли в человеческом обличье . Второе - это обрядовый и религиозный смысл .
Очелье - височные кольца .
В Древней Руси бытовало поверие , что злые духи могут воздействовать на любого человека , если тот не защищён специальными оберегами . Тело всегда защищено рубахой , платьем с вышитыми на них обережными символами , на запястьях рук браслеты , на шее ожерелья , на лбу специальная повязка , а виски , как обнажённое место - лакомый кусок для любого нехорошего проявления Нави - защищался именно такими кольцами . К сожалению , термин , каким именовали эти украшения - обереги в древние времена , не дошёл до наших дней , и их название является лишь определением учёных , что носили их в районе висков . Из некоторых источников (Словарь Даля , церковные списки) мы можем предположить , что височные кольца называли " Усерязь " - ушная украса , серёжка , заушница .
Как уже говорилось , при раскопках найдено большое видовое разнообразие височных колец . Однако самое широкое распространение получили проволочные кольца (вероятнее всего из - за своей дешевизны и простоты изготовления) . Также по виду височных колец в древности можно было очень просто отличить представителей разных племён ; и положение девушки - женщины в обществе . Проволочные кольца были небольшого диаметра с завёрнутыми в петельки кончиками . Также большое распространение получили головные кольца , на которых крепились подвески в виде виноградной лозы ; двух - и трёхбусинные кольца ; семилучевые , браслетообразные . Все кольца делятся на несколько видов : проволочные , бусинные , щитковые , лучевые , лопастные .
Семилучевые , как и другие , делятся на несколько подвидов : Височные кольца с гладким щитком или классические , Височные кольца с дужкой на щитке и с пятью зубчиками по верхнему краю щитка , Височные кольца с лучами в виде трилистника и с орнаментированным щитком или Деснинский вид . Лучевые и лопастные украшения являлись литыми .
Щитковые и Ромбощитковые кольца чаще всего находят на территориях расселения Ильменских Словен . Бронзовые кольца , где имеются утолщения в виде ромбов от 2 до 5 штук . Делались из проволоки , которая расковывалась в пластины . С течением времени узоры на щитках менялись и именно это помогло археологам и учёным - историкам определить - как расселялись племена . Часто встречаются ажурные и очень филигранные работы древнеславянских умельцев .
Кудреватые и лунницеобразные (лунничные) височные кольца . Лунницобразные вобрали в себя как элементы кудреватых колец , так и женских украшений , которые именовались Лунницами .
Учёные утверждают , что подобные украшения не являются изначально славянскими . Задолго до этого ими пользовались по всей Европе , в Скандинавии и Византии . Славяне же , иногда сталкиваясь с другими народами , со временем переняли украшения себе . И всё же , височные кольца , которые использовали наши предки , сильно отличаются от колец других народов , так как они придали им особую индивидуальность с учётом своих верований и традиций . К VIII веку эти кольца уже считали типично славянскими украшениями .
В большинстве случаев , как полагают исследователи , височные кольца вплетались в волосы , но также и подвешивались к венчику - девичьему головному убору . Кроме того , из колец составлялись целые ожерелья , которые обрамляли всю голову или же нанизывались на ремешок и опоясывали голову . В случае , когда височные кольца крепились к головному убору , находились они не возле виска , а на уровне ушей и как бы прикрывали их . Кое - где такие изделия даже вставлялись в мочку уха , наподобие серёжек . Интересно и то , как височные кольца носились в зависимости от возраста девушки или женщины . Девочки и девушки - подростки практически не носили колец или носили простенькие , согнутые вручную из проволоки . Повзрослевшие девушки , невесты и зрелые женщины носили самые лучшие кольца у висков , так как именно им требовалась защита от тёмных чар . Пожилые женщины отказывались от колец , видимо в пользу того , что просто передавали их новому поколению .
В волосы височные кольца вплетались примерно так : волосы расчесывались на прямой пробор от затылка к вискам . После этого с обеих сторон заплетались косички , толщиной примерно в мизинец . Косичка шла от виска за ухо и состояла из трех прядей . В верхнее плетение косы возле виска вплеталось первое кольцо - самое маленькое , чуть ниже - следующее , которое было побольше . Так могли вплести до четырех колец .
Вот так очелье было основным рубежом защиты от злых духов.